Агентство русских национальных праздников и развлечений полного цикла

"Злато Селище"

+7(925)722-04-50

Основное

Организация мероприятий в Русском стиле

Фото/видео

Подготовка к празднику

Русская национальная кухня

Дополнительно

Обрядовые блюда

Обрядовые блюда русской кухни

Народная обрядовая еда - праздничная, ритуальная или церемониальная - не только средство удовлетворения жизненной потребности человека, но и важная форма социального общения, традиционная общественная ценность, несущая на себе символическую нагрузку.

Условно разделив обрядовые цикл праздников на две группы - семейные и календарные, рассмотрим пищу как их неизменный атрибут. Так, в семейных обрядах всего значительным есть те, которые связаны с рождением ребенка, свадьбой и похоронами.

В семьях пищевая атрибутика играла особую роль при посещении роженицы. По традиции это могли делать только женщины. За собой они несли хлеб или хлебные изделия, яйца, мед, компот или фрукты. Подобный обычай общественной взаимопомощи существовал в России и в другие торжественных случаях: на свадьбу молодым подносили не только подарки, но и хлеб, муку, яйца, масло, сахар. На поминки тоже полагалось нести хлеб, муку, зерна или крупу. Эти продукты издавна воспринимались людьми как имеющие магическую силу.

В свадебной обрядности хлеб был одним из главных атрибутов. С хлебом ходили старосты, хлебом благословляли молодых на семейную жизнь, встречали и провожали невест, ходили к сватам т.д.

На девичнике или «бранье» невесты гостей угощают разнообразной выпечкой (пирогами с различными начинками). В каждом поселке есть мастерицы, которых специально зовут готовить и украшать столы на свадьбы и поминки.

Брачный стол обычно устраивают у жениха. Свадьбу, как правило, гуляют три дня. Перед тем как всем сесть за стол, гости выпивают по три чарки браги, а жених и невеста пробуют по глоточку. Накрывают несколько столов. За первый стол садятся молодожены, их родители, близкие родственники, свахи со стороны жениха и невесты. Обязательно готовят рыбные пироги, шаньги с ягодами, творогом, а также окрошку, морсы, компоты, соки, брагу. На второй день с утра гостей угощают пельменями и блинами, которые необходимо купить иногда вместе с посудой (вилками, ложками, тарелками, стаканами). На третий день – «похмелье» – молодая продает гостям блины и сладкий пирог, который является последним обрядовым блюдом и поэтому продается дороже всего. Невеста обходит с пирогом всех присутствующих. Родня невесты и жениха кладет сверху на пирог деньги – «покрывает» его».

В современной свадебный и календарной обрядности пор является обязательным обрядовый хлеб - каравай. Широко бытуют обряды изготовления и дарения свадебного каравая.

Одним из основных блюд обрядовой пищи у славян, несомненно, является каша. «Обрядовое употребление каши – факт завершения или начала какого-то действия, работы», – отмечала Л. С. Лаврентьева[1]. Действительно, каша с ореховым соком являлась распространенным поминальным блюдом.

На поминальном столе обязательно должно стоять только три блюда. Чаще всего это кутья, лапша, кисель или компот. Обычно готовят много разных блюд: пироги с картофелем, рыбой, грибами, капустой, морковью, вареньем и ягодами, маком, шаньги и шанежки, окрошку, кислую капусту с квасом, горошницу. Если день скоромный, то лапшу готовят с курицей или мясными тефтелями, хотя мясо отдельно почти не готовят. В наличии блюд из курицы на поминальном столе также есть определенный символический смысл. Курица в народных представлениях связана с материнским началом, зарождением и переходом к новой жизни. Иногда на стол ставят мед, но чаще это бывает на панихидах, которые служат в доме по покойному. Характерно отсутствие блинов и каких-либо спиртных напитков на поминальном столе.

Кутья (коливо) традиционно подается на поминальных трапезах. Кутью из риса, разведенного с медом, обычно подают на стол первой и при этом три раза читают заупокойную молитву. Все составляющие этого блюда (пшеница или рис, приправленные медом или сахаром, смешанные с изюмом или черносливом) имеют определенное символическое значение.

Еде во время обрядовых праздников приписывали особое значение. Два раза в году — под Новый год и на масленицу — поголовно все население в меру своих средств стремилось наесться, причем не просто ели, а ели как можно больше, безо всякой меры. Такая неумеренность под новый год объясняется поверьем, будто обилие еды в первый день нового года обеспечивает обилие на весь год. Это поверье распространялось не только на еду, но и на другие блага жизни. В Васильев вечер (т.е. ночь с 31 декабря на 1 января) ели все самое лучшее, что было в доме и что заготовлялось заранее: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку и т.д.

В северо-западной Руси Васильев вечер носит названье Жирной кутьи или Щедрухи, также от щедрого угощения мясом и жирными блюдами. Васильевым вечером русский народ повсеместно проводит старый год и старается как можно веселее встретить наступление нового в том убеждении, что в этом случае он пройдет счастливо.

Но если стремление к обильной еде под Новый год объясняется так называемой «магией первого дня», то чем можно объяснить подобное же стремление на масленицу? По-видимому, причина состоит в том, что масленица некогда совпадала с празднованием Нового года, когда он считался с марта. Мартовский Новый год унаследован Россией извне; такое исчисление продолжалось до 1348 г. Старое мартовское новогоднее чревоугодие с перенесением Нового года на январь не прекратилось. Наедались и в старый мартовский Новый год и в Новый год январский. «Широкая масленица» — это дни разгула и обильных угощений. На масленицу свободно ходили друг к другу угощаться званые и незваные. На масленицу происходило обязательное угощение тещей молодых зятьев, о чем сложено много насмешливых песен. Что подобного рода разгул, при котором в неумеренном количестве употреблялись всевозможные веселящие напитки домашнего изготовления, приводил к печальным результатам, об этом имеются сведения начиная с XVII в.

В другие праздники, кроме Святок и масленицы, обрядового обилия еды не засвидетельствовано. Первоначальный смысл такой еды для масленицы в XIX в. был забыт, для Нового года он прослеживается очень ясно.

В числе отдельных блюд новогоднего стола обращает на себя внимание непременно подаваемый поросенок. Василий, память которого праздновалась 31 декабря, именуется Василием Кесарийским (в народе Кесаретским). Поросенок, съедаемый в Новый год, носит название кесаретского поросенка. Этот обычай имеет общеевропейское распространение. Известен он был еще в Древнем Риме. Во время сатурналий, которые завершали урожай и праздновались с 17 по 23 декабря, Сатурну, богу посевов и плодородия, приносили в жертву свинью.

Обрядовый новогодний ужин, во время которого семья должна была съесть кесаретского поросенка должен был вызвать обилие, плодовитость, урожай, благополучие в семье.

На святках делали из теста (кое-где и из глины) изображения не только свиньи, но и других животных. Это святочное печение называлось «козули». Такое название как будто говорит о том, что эти изделия должны были изображать козу. Между тем это не совсем так. Слово «коза» и многочисленные его производные имеют много разных значений. «Козелки» означает подпорку с четырьмя ножками. Очевидно, эти изделия с четырьмя распростертыми ногами чем-то напоминают «козу», «козла», «козелки», хотя и не изображали коз ид козлов.

Сведений о печении фигурок скота из теста имеется довольно много. В каждом доме приготовляли к празднику Рождества Христова из пшеничного теста фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Такие фигуры ставились на окна и столы, посылались в подарок родным.

Этот обычай был распространен повсеместно и некоторое время держался еще и в советское время.

Козули, как правило, изготовлялись не как блюдо. Они могли даваться в корм скоту — совершенно явный магический прием создания приплода. Это делалось, чтобы скот летом ходил сам домой и лучше плодился; «козули», следовательно, самим народом понимаются как продуцирующий обряд и иногда — как оберег.

Сделанные в этот день фигурки уже своим наличием должны были влиять на будущее. Поэтому формы применения их неустойчивы; их дальнейшее применение уже не имеет существенного значения: их ставили на окно, дарили, хранили до будущего года, давали в пищу скоту. Особенно широко применялась раздача их колядующим детям. «Обычные строки колядок:

Дайте коровку,

Масляну головку, —

относятся к «козулькам». Колядующие выпрашивали их, и их очень охотно им отдавали.

Святки — не единственный срок, когда пеклись всякого рода «козули». Так, в Егорьев день (23 апреля), в день первого выгона скота и лошадей, пекли изображения этих животных. Это был магический обряд сохранения и приумножения скота.

Партнеры ЗС